Пьетро Кьяри (1711-1785), родом из Брешии, был профессором красноречия в Модене, затем жил в разных городах Италии, писал стихи и прозу, очерки общественно-бытового характера, романы и драмы. Он тоже, по примеру Гольдони, решил стать реформатором итальянского театра. С 1749 по 1753 год он писал комедии в прозе с масками для труппы Имера-Казали, а с 1753 по 1762 год — комедии в стихах без масок для труппы Медебака. Еще в 1749 году он поставил пародию на «Хитрую вдову» под названием «Урок вдовам» и затем постоянно избирал сюжеты, аналогичные сюжетам Гольдони. Когда Гольдони поставил «Памелу», Кьяри сочинил «Марианну, или Сироту»; после того как Гольдони написал мартеллианским стихом комедию «Мольер», Кьяри тем же стихом написал комедию «Мольер, ревнивый муж». После «Персидской невесты» Кьяри сочинил «Китайскую рабу». Стоило Гольдони поставить «Английского философа», как в соперничающем театре уже шел «Венецианский философ». Очевидно, для Кьяри был неприемлем «демократический», бытовой характер театра Гольдони, его разговорный язык и все то, что стороннику высоких традиций должно было показаться вульгарным.
Как всегда, в Венеции литературные партии имели своим средоточием различные кафе, где и происходили литературные дебаты, читались полемические брошюры, листки и сатирические сонеты. Гольдонисты собирались в «Кафе ди Менегаццо» в Мерчерии. Гольдони не всегда придерживался тактики молчания. Он отвечал Кьяри сатирическими стихами и вывел его под именем Грисолото в комедии «Недовольные», поставленной и провалившейся в Вероне в 1754 году. В этом году война кьяристов и гольдонистов была особенно напряженной и даже обеспокоила правительство, которое пыталось унять разгоревшиеся страсти. Этот год был особенно удачен для Кьяри, хотя уже в следующем перевес был явно на стороне Гольдони.
Источник: lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/reizov-karlo-goldoni...