dosoaftor
...Особый интерес вызвала перспектива изучения живописного произведения искусства как своеобразного претекста для ряда поэтических текстов. Любая отсылка к другому произведению (прямое цитирование, упоминание, описание, аллюзия, реминисценция) дает исследователю возможность определить круг значимых, ценностно важных для автора смыслов.
Таким образом, целью нашей работы стала попытка исследования нескольких стихотворений русских поэтов XX-XXI вв, связанных с восприятием картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу». Задачи:
- обнаружение «брейгелевских» мотивов в тексте;
- наблюдение над своеобразием поэтической интерпретации картины;
- попытка понимания «картины мира» поэта, обращающегося к картине Брейгеля «Охотники на снегу».
В процессе исследования использовались методы мотивного анализа (по материалам С.В. Федорова), интертекстуального анализа (Ю.Кристева, Р.Барт) и метод со-противопоставления (Ю.Лотман).
В качестве рабочего определения мотива из широкого спектра определений, существующих в литературоведении, нами было выбрано следующее: «В лирическом произведении мотив – прежде всего повторяющийся комплекс чувств и идей, выраженных в художественной речи. Но отдельные мотивы в лирике гораздо более самостоятельны, чем в эпосе и драме, где они подчинены развитию действия» (Л.Н.Целкова). Также в работе мы опирались на позицию Б.М.Гаспарова: «Мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами. При этом в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т.д.; единственное, что определяет мотив, - это его репродукция в тексте».
В ходе работы нами был проанализирован цикл стихотворений С.Гандлевского и Б. Кенжеева и тематически примыкающие к ним стихи М.Кукина, А.Коровина, В.Мятлина, С.Сущего с общим названием, сделана попытка анализа фрагментов фильма А.Тарковского «Солярис», в котором использованы картины Брейгеля Старшего в качестве значимой художественной детали, изучены искусствоведческие работы Грегори Мартина, Сергея Даниэля, Д. Бьянко, Н.Александрова, посвященные творчеству Питера Брейгеля Старшего, удалось также побывать в Вене в Музее истории искусств, где находится самая большая коллекция картин этого мастера и, в частности, картина «Охотники на снегу».
Это первая попытка подобного анализа корпуса стихотворений современных поэтов (конец XX – начало XXI вв), связанных с полотном (точнее, с картиной на деревянной доске) Питера Брейгеля Старшего, дающая возможность понимания картины мира современного поэта во взаимосвязи с мироощущением художника эпохи Возрождения и позволяющая провести наблюдение над поэтической интерпретацией живописного произведения...
Таким образом, целью нашей работы стала попытка исследования нескольких стихотворений русских поэтов XX-XXI вв, связанных с восприятием картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу». Задачи:
- обнаружение «брейгелевских» мотивов в тексте;
- наблюдение над своеобразием поэтической интерпретации картины;
- попытка понимания «картины мира» поэта, обращающегося к картине Брейгеля «Охотники на снегу».
В процессе исследования использовались методы мотивного анализа (по материалам С.В. Федорова), интертекстуального анализа (Ю.Кристева, Р.Барт) и метод со-противопоставления (Ю.Лотман).
В качестве рабочего определения мотива из широкого спектра определений, существующих в литературоведении, нами было выбрано следующее: «В лирическом произведении мотив – прежде всего повторяющийся комплекс чувств и идей, выраженных в художественной речи. Но отдельные мотивы в лирике гораздо более самостоятельны, чем в эпосе и драме, где они подчинены развитию действия» (Л.Н.Целкова). Также в работе мы опирались на позицию Б.М.Гаспарова: «Мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами. При этом в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т.д.; единственное, что определяет мотив, - это его репродукция в тексте».
В ходе работы нами был проанализирован цикл стихотворений С.Гандлевского и Б. Кенжеева и тематически примыкающие к ним стихи М.Кукина, А.Коровина, В.Мятлина, С.Сущего с общим названием, сделана попытка анализа фрагментов фильма А.Тарковского «Солярис», в котором использованы картины Брейгеля Старшего в качестве значимой художественной детали, изучены искусствоведческие работы Грегори Мартина, Сергея Даниэля, Д. Бьянко, Н.Александрова, посвященные творчеству Питера Брейгеля Старшего, удалось также побывать в Вене в Музее истории искусств, где находится самая большая коллекция картин этого мастера и, в частности, картина «Охотники на снегу».
Это первая попытка подобного анализа корпуса стихотворений современных поэтов (конец XX – начало XXI вв), связанных с полотном (точнее, с картиной на деревянной доске) Питера Брейгеля Старшего, дающая возможность понимания картины мира современного поэта во взаимосвязи с мироощущением художника эпохи Возрождения и позволяющая провести наблюдение над поэтической интерпретацией живописного произведения...
...хотя если просто для их личной тренировки извилин и подъем навыков в сопоставлениях...тогда норм...надо же им хлеб отрабатывать...
Вот какой еще разрез:
Как у вас там ходить Брейгель -
В панталонах или без?...
Аспірантура і далі. Те, що не кожному обивателю потрібно дослідження певних культурних феноменів, не значить, що вони не потрібні взагалі.
але в світі стало більше реставраторів, журналістів...та навіть зявилась одна брачна агенція)))
от згадала що дівчина з Могилянки стала найближча до мрій і навіть попала саме туди де маленьки чиновники роздають ті самі гранти...але як пробратись до самих досліджень я все одно не знаю, прикладів нема
а так все в світі потрібно, якщо на небі з'являються зірки..то комусь це потрібно
О - Вернадку пам'ятаю...то був наш рідний дім, коли диплом писали. Але ми технарі і дослідження були цілком наукові, потрібна була база під розробки)))
Ishytori, дякую за інформацію! може ще знадобиться