dosoaftor
...Особый интерес вызвала перспектива изучения живописного произведения искусства как своеобразного претекста для ряда поэтических текстов. Любая отсылка к другому произведению (прямое цитирование, упоминание, описание, аллюзия, реминисценция) дает исследователю возможность определить круг значимых, ценностно важных для автора смыслов.
Таким образом, целью нашей работы стала попытка исследования нескольких стихотворений русских поэтов XX-XXI вв, связанных с восприятием картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу». Задачи:
- обнаружение «брейгелевских» мотивов в тексте;
- наблюдение над своеобразием поэтической интерпретации картины;
- попытка понимания «картины мира» поэта, обращающегося к картине Брейгеля «Охотники на снегу».

В процессе исследования использовались методы мотивного анализа (по материалам С.В. Федорова), интертекстуального анализа (Ю.Кристева, Р.Барт) и метод со-противопоставления (Ю.Лотман).

В качестве рабочего определения мотива из широкого спектра определений, существующих в литературоведении, нами было выбрано следующее: «В лирическом произведении мотив – прежде всего повторяющийся комплекс чувств и идей, выраженных в художественной речи. Но отдельные мотивы в лирике гораздо более самостоятельны, чем в эпосе и драме, где они подчинены развитию действия» (Л.Н.Целкова). Также в работе мы опирались на позицию Б.М.Гаспарова: «Мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами. При этом в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т.д.; единственное, что определяет мотив, - это его репродукция в тексте».

В ходе работы нами был проанализирован цикл стихотворений С.Гандлевского и Б. Кенжеева и тематически примыкающие к ним стихи М.Кукина, А.Коровина, В.Мятлина, С.Сущего с общим названием, сделана попытка анализа фрагментов фильма А.Тарковского «Солярис», в котором использованы картины Брейгеля Старшего в качестве значимой художественной детали, изучены искусствоведческие работы Грегори Мартина, Сергея Даниэля, Д. Бьянко, Н.Александрова, посвященные творчеству Питера Брейгеля Старшего, удалось также побывать в Вене в Музее истории искусств, где находится самая большая коллекция картин этого мастера и, в частности, картина «Охотники на снегу».
Это первая попытка подобного анализа корпуса стихотворений современных поэтов (конец XX – начало XXI вв), связанных с полотном (точнее, с картиной на деревянной доске) Питера Брейгеля Старшего, дающая возможность понимания картины мира современного поэта во взаимосвязи с мироощущением художника эпохи Возрождения и позволяющая провести наблюдение над поэтической интерпретацией живописного произведения...

Комментарии
26.06.2020 в 17:14

изображение
...хотя если просто для их личной тренировки извилин и подъем навыков в сопоставлениях...тогда норм...надо же им хлеб отрабатывать...
26.06.2020 в 17:15

dosoaftor
За народные деньги в Вену кататься...)
26.06.2020 в 17:43

ага:yes: по своему такие профессии восхищают, правда неясно как туда проникнуть)))
26.06.2020 в 17:50

dosoaftor
Вызывает интерес
Вот какой еще разрез:
Как у вас там ходить Брейгель -
В панталонах или без?...
26.06.2020 в 18:05

:lol: изучим всесторонне и даже вышлем доклад с подробным отчетом, а может даже с фотографиями в реальном времени...только выдайте нам грант под это делоизображение
26.06.2020 в 18:32

Музыковедьма
правда неясно как туда проникнуть)))
Аспірантура і далі. Те, що не кожному обивателю потрібно дослідження певних культурних феноменів, не значить, що вони не потрібні взагалі.
26.06.2020 в 18:48

нажаль в мене багато знайомих які носилися з мріями про творчі дослідження...і виявилися нікому не потрібними (аспіранти ...доктора наук)
але в світі стало більше реставраторів, журналістів...та навіть зявилась одна брачна агенція)))
от згадала що дівчина з Могилянки стала найближча до мрій і навіть попала саме туди де маленьки чиновники роздають ті самі гранти...але як пробратись до самих досліджень я все одно не знаю, прикладів нема

а так все в світі потрібно, якщо на небі з'являються зірки..то комусь це потрібно
26.06.2020 в 18:58

Музыковедьма
А що мається на увазі під "самими дослідженнями"? Вернадка є, архіви при Софії є, музеї-квартири з матеріалами є. Обираєш тему, ракурс і починаєш дослідження.
26.06.2020 в 19:12

А фінансування? Я так розумію, що вибираєшь тему і потім відсилаєшь в усі фонди, що відають гранти або якісь інші гроші, треба їх зацікавитиі...і чекаєшь виберуть тебе чи ні. Частіш це ні..або вибираєш якусь яскраву тему накшталт "Как у вас там ходить Брейгель - В панталонах или без?", це вже економічно обгрунтована тема ....буде цікава широкому споживачу...


О - Вернадку пам'ятаю...то був наш рідний дім, коли диплом писали. Але ми технарі і дослідження були цілком наукові, потрібна була база під розробки)))
26.06.2020 в 19:48

dosoaftor
Я придумав дослідження! Обгунтування мотивації мотивування дослідження мотивів на основі методів мотивувального аналіза.
26.06.2020 в 19:58

Музыковедьма
Sunny2009, далеко не для всіх культурологічних досліджень потрібне фінансування, там же не потрібно експерименти проводити, шукати для них матеріали і приміщення і т.д. Фонди типу Софіївського працюють на договірній основі, квартири-музеї теж: приходиш, розповідаєш їм, що до чого, іноді показуєш корочку, і тебе допускають.
26.06.2020 в 20:09

Dosoaftor, Я придумав дослідження! есссс!:lol::up:
Ishytori, дякую за інформацію! може ще знадобиться:)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии